Психологическая экспертиза
Объектом судебно-психологической экспертизы являются особенности психической деятельности человека в юридически значимой ситуации.
Задачи и вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой:
- Установление способности свидетеля (потерпевшего) к адекватному (правильному) восприятию юридически значимых объектов и обстоятельств, способности к сохранению в памяти информации о них и последующему правильному воспроизведению данной информации.
Для решения указанной задачи перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:
- Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) индивидуальные особенности познавательной деятельности, иные психологические особенности (например, повышенная внушаемость, склонность к фантазированию и др.), снижающие способность правильно воспринимать события или предметы (указать какие) и давать о них правильные показания?
- Каково было психическое состояние свидетеля (потерпевшего) в момент восприятия событий или предметов (указать каких)?
- Учитывая психологические особенности, психическое состояние свидетеля (потерпевшего) и условия, в которых воспринимались события или предметы (указать какие), мог ли испытуемый их правильно (адекватно) воспринимать?
- Учитывая психологические особенности свидетеля (потерпевшего), может ли он давать показания о важных для дела обстоятельствах?
- Учитывая уровень психического развития свидетеля (потерпевшего) и его психологические особенности, мог ли он понимать внутреннее содержание (какое именно) событий (указать каких)?
- Установление способности обвиняемого/подсудимого осознавать фактический характер своих действий, их общественную опасность, и/или способности руководить ими в зависимости от психического состояния, психологических особенностей и особенностей юридически значимой ситуации.
Вопросы, рекомендуемые при назначении экспертизы:
- Учитывая уровень психического развития, психическое состояние и конкретные обстоятельства дела, мог ли обвиняемый в полной мере осознавать фактический характер своих действий и их общественную опасность?
- Учитывая уровень психического развития, психическое состояние и конкретные обстоятельства дела, мог ли обвиняемый в полной мере руководить своими действиями?
- Могли ли индивидуально-психологические особенности обвиняемого повлиять на его поведение в момент совершения противоправных действий, если да, то каким образом?
- Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности личности, как импульсивность, жестокость, агрессивность, эмоциональная неустойчивость, внушаемость, подчиняемость и др. (конкретизируется в зависимости от обстоятельств конкретного дела)?
- Установление способности потерпевшего по факту сексуального насилия понимать характер действий и прогнозировать поведение других лиц (прежде всего тех, кто посягает на половую неприкосновенность и свободу личности) в юридически значимых ситуациях, а также способности оказывать противодействие им в случаях, противоречащим как ведущим, так и актуальным (ситуативным) потребностям личности.
Вопросы, позволяющие решать поставленную задачу:
- С учетом психического состояния, психологических особенностей потерпевшего лица и особенностей исследуемой ситуации, могло ли оно правильно понимать характер и значение совершаемых с ним действий?
- С учетом психического состояния, психологических особенностей потерпевшего лица и особенностей исследуемой ситуации, могло ли оно оказывать сопротивление?
- Исследование юридически значимого эмоционального состояния (аффекта, иных непатологических психических состояний) обвиняемого (подсудимого) в юридически значимой ситуации (в момент совершения инкриминируемого деяния).
Решаются следующие вопросы:
- Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?
Если экспертиза назначается на основании ч. 2 ст.28 УК РФ, п.п. «ж, з» ч.1 ст.61 УК РФ, а также по ст.ст. 108, 109, 114, то целесообразна постановка в качестве основных следующих вопросов:
- Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого деяния в экстремальном психическом состоянии (психической напряженности, фрустрации, растерянности)?
- Учитывая психическое (эмоциональное) состояние обвиняемого, мог ли он точно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?
- Исследование психического (эмоционального) состояния у лица при исполнении им профессиональных функций в условиях, предъявляющих повышенные требования к его индивидуальным психологическим возможностям, и установление его способности осуществлять адекватную юридически значимой ситуации деятельность (действия) в (в частности, при расследовании аварий на транспорте и на производстве и т.д.).
Решаемые данным видом экспертизы вопросы:
- Мог ли испытуемый, учитывая его индивидуально-психологические особенности, правильно понимать (оценивать) требования экстремальной ситуации?
- С учетом способности испытуемого к установлению причинно-следственных связей и общего уровня его интеллектуального развития, его профессионального опыта, мог ли он предвидеть наступление опасных последствий, принять правильное решение и реализовать его?
- Находился ли испытуемый в момент совершения инкриминируемых действий в психическом состоянии, которое могло вызвать существенное снижение качества профессиональных функций, возможности совершать действия по предотвращению опасных последствий?
- Психологическая экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством.
Данная экспертиза позволяет следствию оценить, является ли смерть конкретного лица суицидом, результатом доведения до самоубийства, убийства с инсценировкой самоубийства, результатом несчастного случая.
На разрешение экспертизы можно поставить следующие вопросы:
- В каком психическом состоянии находилось лицо в период, предшествовавший самоубийству?
- Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются следствием как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и возникновением и развитием психического состояния потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству?
- Исследование юридически значимых психологических последствий по факту причинения морального вреда по делам о возмещении морального (неимущественного) вреда.
Для решения указанной задачи перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:
- Имеются ли у испытуемого негативные изменения психической деятельности? Если да, то в чём они выражаются?
- Имеется ли причинно-следственная связь между негативными изменениями психической деятельности испытуемого и действиями (бездействием) причинителя?
- Какова степень негативных изменений психической деятельности пострадавшего?
- Имеются ли у испытуемого индивидуально-психологические особенности, которые оказали существенное влияние на изменение его психической деятельности в исследуемой ситуации?
- Исследование «сделкоспособности» в гражданском процессе.
Данная экспертиза чаще проводится комплексно с экспертами-психиатрами в тех случаях, когда лицо, заключившее сделку, или другие участники процесса утверждают, что в тот период в силу разного рода внешних и внутренних факторов (соматическое заболевание, психическое расстройство непсихотического уровня, переживание психотравмы, стресс, подверженность психологическому воздействию со стороны третьих лиц и т.д.).
На разрешение экспертизы можно поставить следующие вопросы:
- Находилась ли сторона сделки в период, относящийся к совершению сделки, в таком психическом (эмоциональном) состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий и руководить ими?
- Учитывая особенности познавательной сферы, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект (сторона сделки) представление о существе сделки?
- Какие факторы повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о сделке?
- Какое влияние оказала угроза (насилие, стечение тяжелых обстоятельств) на процесс принятия лицом решения о совершении сделки и его реализацию? Была ли ограничена способность субъекта свободно выражать свои подлинные желания и намерения?
- Мог ли субъект в период, относящийся к сделке, в полной мере свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?
- Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних.
- Психологическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого.
Предметом СПЭ данного вида является ситуативная способность несовершеннолетнего правонарушителя осознавать фактический характер своих противоправных действий и руководить ими в юридически значимой ситуации (обусловленная как индивидуально-психологическими особенностями несовершеннолетнего, так и особенностями исследуемой ситуации).
Поскольку одной из главных экспертных задач является выявление признаков отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, в отношении несовершеннолетнего правонарушителя предпочтительнее назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу (КСППЭ).
На разрешение экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:
- Имеются ли у несовершеннолетнего правонарушителя признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством? Если да, то в чем они выражаются?
- Учитывая уровень психического развития и особенности ситуации совершения правонарушения, мог ли несовершеннолетний в момент совершения инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий?
- Учитывая уровень психического развития и особенности ситуации совершения правонарушения, в какой мере мог несовершеннолетний руководить своими действиями?
Следует отметить, что, если назначается КСППЭ, то целесообразна также постановка вопроса, относящегося непосредственно к компетенции экспертов-психиатров:
- Страдал ли несовершеннолетний правонарушитель во время совершения инкриминируемого ему деяния психическим расстройством (хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики)?
К числу факультативных, дополнительных могут быть поставлены вопросы:
- об индивидуально-психологических особенностях несовершеннолетнего, которые могли повлиять на его поведение в период совершения правонарушения;
- о наличии повышенной внушаемости (например, при расследовании групповых преступлений, а также при наличии непоследовательности несовершеннолетнего при даче им показаний);
- о повышенной склонности к фантазированию (при противоречивости показаний);
- об эмоциональном состоянии (когда есть основания предполагать наличие состояния аффекта, чаще кумулятивного, или другого эмоционального состояния, которое могло повлиять на психическую деятельность и поведение несовершеннолетнего).
Новой задачей судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых является оценка риска совершения ими повторных правонарушений. Для решения этой задачи может быть поставлен вопрос:
- Имеются ли у несовершеннолетнего индивидуально-психологические особенности, свойства личности, а также выявляются ли ситуационные факторы, значимые для прогноза совершения повторного правонарушения?
- Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних в гражданском процессе.
- Психологическая экспертиза несовершеннолетнего, нарушившего закон (права).
Назначается в случае необходимости выявления способности несовершеннолетнего нести ответственность за причиненный им вред (ст.1078 ГПК РФ) как при наличии признаков отставания в психическом развитии, так и при наличии экстремального эмоционального состояния.
Как и при назначении экспертизы обвиняемого по уголовным делам целесообразна постановка следующих вопросов:
- Имеются ли у несовершеннолетнего правонарушителя признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством? Если да, то в чем они выражаются?
- Учитывая уровень психического развития и особенности ситуации совершения правонарушения, мог ли несовершеннолетний в момент совершения инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, предвидеть наступление негативных последствий?
- Учитывая уровень психического развития и особенности ситуации совершения правонарушения, в какой мере мог несовершеннолетний руководить своими действиями?
- Не находился ли несовершеннолетний правонарушитель в экстремальном эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
- Психологическая экспертиза несовершеннолетнего в случае рассмотрения вопроса о лишении или ограничении родительских прав (п.1 ст. 70 и п.1 ст.73 СК РФ), а также при разрешении споров о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ).
- По делам о лишении или ограничении родительских прав целесообразна постановка следующих вопросов (в отношении несовершеннолетних):
- Учитывая уровень психического развития, психическое (эмоциональное) состояние, конкретные особенности исследуемой ситуации, мог ли несовершеннолетний адекватно воспринимать и запоминать обстоятельства дела, давать правильную информацию о них?
- Учитывая уровень психического развития, психическое (эмоциональное) состояние, конкретные особенности исследуемой ситуации, мог ли несовершеннолетний понимать (и в какой мере) характер и значение действий обвиняемого?
- Имеются ли признаки неблагоприятных последствий действий родителей (родителя/лица, его заменяющего) для психики, психического и личностного развития несовершеннолетнего? Если да, в чем конкретно они выражаются?
- Выявляет ли несовершеннолетний негативное отношение к своим родителям (лицам, их заменяющим)? Если да, в чем это выражается и с чем связано?
- По делам о спорах относительно места проживания ребенка, о праве на его воспитание отдельно проживающим родителем, рекомендуется ставить следующие вопросы:
- Каковы уровень и особенности психического развития ребенка?
- Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка?
- Каково психологическое отношение ребенка к своим родителям, другим участникам семейного конфликта (бабушкам, дедушкам, новым членам семьи)?
- Выявляет ли ребенок признаки негативного эмоционального состояния, обусловленного затяжным семейным конфликтом?
В случае наличия информации о психическом или неврологическом заболевании ребенка, остроте реакции на семейный конфликт может возникнуть необходимость назначения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ). В таком случае целесообразно, помимо перечисленных, поставить вопросы:
- Не страдает ли ребенок каким-либо психическим расстройством (нарушением психического развития)?
- Имеются ли у ребенка психические расстройства, обусловленные семейным конфликтом?
Решение экспертами перечисленных вопросов, несомненно, даст существенную информацию суду о ребенке, его состоянии, однако этого будет недостаточно для собственно судебного разрешения вопросов о том, с кем из родителей следует постоянно проживать ребенку, может ли негативно повлиять на ребенка общение с отдельно проживающим родителем или, наоборот, - отсутствие такого общения и т.п. Полную картину сложившейся ситуации, выявление «подводных камней», всегда существующих в таких делах, даст экспертное обследование родителей ребенка (особенно в тех случаях, когда формально оба родителя положительные люди, декларирующие исключительную заботу об интересах ребенка, однако не сумевших или не пожелавших в силу глубоких обид самостоятельно, без участия сторонних лиц (в данном случае суда), конструктивно разрешить семейный конфликт).
Перед экспертами в таких случаях следует ставить вопросы:
- Каковы индивидуально-психологические и личностные особенности отца (матери)?
- Каковы система ценностей, родительских установок, психологическое отношение к ребенку отца (матери)?
- Каковы психологические взаимоотношения между отцом и матерью?
- Могут ли индивидуально-психологические и личностные особенности отца (матери, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического и личностного развития ребенка?
Когда в материалах дела имеется информация о том, что родитель страдает психическим расстройством либо неврологическим или тяжелым соматическим заболеванием, выявляет неадекватное поведение, совершал суицидальные попытки (в том числе неоднократно, в период, когда у него уже был ребенок), в отношении него следует назначать КСППЭ и дополнительно к вышеперечисленным ставить такие вопросы, как:
- Не страдает ли отец (мать) каким-либо психическим расстройством?
- Могут ли особенности психического состояния родителя/воспитателя (если есть психические расстройства, неврологические или серьезные соматические заболевания, суицидальные попытки) оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического и личностного развития ребенка?
Источниками информации о психике являются материалы уголовного или гражданского дела, иные документы, описывающие как жизненный путь человека (в том числе его психическое развитие), так и его действия и поведение в юридически значимой ситуации (криминальной либо иной, интересующей следствие, суд), а также материалы, отражающие ход психологического исследования в отношении подэкспертного (протоколы беседы, результатов экспериментально-психологического исследования и т.д.).