ОСПЭ

Отдел судебно-психологических экспертиз

Заведующий: к.пс.н., доцент Шипшин Сергей Сергеевич

тел: (863) 243-13-91, 243-12-51

Объектом судебно-психологической экспертизыявляются особенности психической деятельности человека в юридически значимой ситуации.

Источниками информации о психике являются материалы уголовного или гражданского дела, иные документы, описывающие как жизненный путь человека (в том числе его психическое развитие), так и его действия и поведение в юридически значимой ситуации (криминальной либо иной, интересующей следствие, суд), а также материалы, отражающие ход психологического исследования в отношении подэкспертного (протоколы беседы, результатов экспериментально-психологического исследования и т.д.).

 

Задачи и вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой:

 

1. Установление способности свидетеля (потерпевшего) к адекватному (правильному) восприятию юридически значимых объектов и обстоятельств, способности к сохранению в памяти информации о них и последующему правильному воспроизведению данной информации[1].

Для решения указанной задачи перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

- Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) индивидуальные особенности познавательной деятельности, иные психологические особенности (например, повышенная внушаемость, склонность к фантазированию и др.), снижающие способность правильно воспринимать события или предметы (указать какие) и давать о них правильные показания?

- Каково было психическое состояние свидетеля (потерпевшего) в момент восприятия событий или предметов (указать каких)?

- Учитывая психологические особенности, психическое состояние свидетеля (потерпевшего) и условия, в которых воспринимались события или предметы (указать какие), мог ли испытуемый их правильно воспринимать?

- Учитывая психологические особенности свидетеля (потерпевшего), может ли он давать правильные показания о важных для дела обстоятельствах?

- Учитывая уровень психического развития свидетеля (потерпевшего) и его психологические особенности, мог ли он понимать внутреннее содержание (какое именно) событий (указать каких)?[2]

 

2. Установление способности подсудимого осознавать фактический характер своих действий, их общественную опасность, и/или способности руководить ими в зависимости от психического состояния, психологических особенностей и особенностей юридически значимой ситуации.

Вопросы, рекомендуемые при назначении экспертизы:

- Учитывая уровень психического развития, психическое состояние и конкретные обстоятельства дела, мог ли обвиняемый в полной мере осознавать фактический характер своих действий и их общественную опасность?

-  Учитывая уровень психического развития, психическое состояние и конкретные обстоятельства дела, мог ли обвиняемый в полной мере руководить своими действиями?

- Какие индивидуально-психологические особенности обвиняемого могли существенно повлиять на принятие решения о совершении инкриминируемых ему действий?

- Могли ли индивидуально-психологические особенности обвиняемого повлиять на его поведение в момент совершения противоправных действий и каким образом?

 - Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности личности, как импульсивность, жестокость, агрессивность, эмоциональная неустойчивость, внушаемость, подчиняемость и др. (конкретизируется в зависимости от обстоятельств конкретного дела)?

 

3. Установление способности процессуального лица (потерпевшего по факту сексуального насилия) понимать характер действий и прогнозировать поведение других лиц (прежде всего тех, кто посягает на половую неприкосновенность и свободу личности) в юридически значимых ситуациях[3], а также способности оказывать противодействие им в случаях, противоречащим как ведущим, так и актуальным (ситуативным) потребностям личности.

Вопросы, позволяющие решать поставленную задачу:

- С учетом психического состояния, психологических особенностей потерпевшего лица и особенностей исследуемой ситуации, могла ли оно правильно понимать характер и значение совершаемых с ним действий?

         - С учетом психического состояния, психологических особенностей потерпевшего лица и особенностей исследуемой ситуации, могло ли оно оказывать осознанное и действенное сопротивление?

 

4. Исследование юридически значимого эмоционального состояния (аффекта, иных непатологических состояний) обвиняемого (подсудимого) в юридически значимой ситуации (в момент совершения инкриминируемого деяния.

Решаются следующие вопросы:

         - Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?

Если экспертиза назначается на основании ч. 2 ст.28 УК РФ, п.п. «ж, з» ч.1 ст.61 УК РФ, а также  по ст.ст. 108, 109, 114, то целесообразна постановка в качестве основных следующих вопросов: 

         - Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого деяния в экстремальном психическом состоянии (психической напряженности, фрустрации, растерянности)?

         - Учитывая эмоциональное состояние обвиняемого, мог ли он точно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?

 

5. Установление способности процессуального лица осуществлять адекватную юридически значимой ситуации  деятельность (действия) в условиях, предъявляющих повышенные требования к его индивидуальным психологическим возможностям (в частности, при расследовании аварий на транспорте и на производстве).

Решаемые данным видом экспертизы вопросы:

- Мог ли испытуемый, учитывая его индивидуально-психологические особенности, правильно понимать (оценивать) требования экстремальной ситуации?

 - С учетом способности испытуемого к установлению причинно-следственных связей и общего уровня его интеллектуального развития, его профессионального опыта, мог ли он предвидеть наступление опасных последствий, принять правильное решение и реализовать его?

- Находился ли испытуемый в момент совершения инкриминируемых действий в психическом состоянии, которое могло вызвать существенное снижение качества профессиональных функций, возможности совершать действия по предотвращению опасных последствий?

 

6. Исследование юридически значимых психологических последствий по факту причинения морального вреда по делам о возмещении морального (неимущественного) вреда.

Для решения указанной задачи перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

- Имеются ли у испытуемого негативные изменения психической деятельности? Если да, то в чём они выражаются?

- Имеется ли причинно-следственная связь между негативными изменениями психической деятельности испытуемого и действиями (бездействием) причинителя?

- Какова степень негативных изменений психической деятельности пострадавшего?

- Имеются ли у испытуемого индивидуально-психологические особенности, которые оказали существенное влияние на изменение его психической деятельности в исследуемой ситуации?

 7. Исследование «сделкоспособности» в гражданском процессе. Данная экспертиза чаще проводится комплексно с экспертами-психиатрами в тех случаях, когда лицо, заключившее сделку, или другие участники процесса утверждают, что в тот период в силу разного рода внешних и внутренних факторов (соматическое заболевание, психическое расстройство непсихотического уровня, переживание психотравмы, стресс, подверженность психологическому воздействию со стороны третьих лиц и т.д.).

На разрешение экспертизы можно поставить следующие вопросы:

- Находилась ли сторона сделки в период, относящийся к совершению сделки, в таком психическом (эмоциональном) состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий и руководить ими?

- Учитывая особенности познавательной сферы, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект (сторона сделки) представление о существе сделки?

- Какие факторы повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о сделке?

- Какое влияние оказала  угроза (насилие, стечение тяжелых обстоятельств) на процесс принятия лицом решения о совершении сделки и его реализацию? Была ли ограничена способность субъекта свободно выражать свои подлинные желания и намерения?

- Мог ли субъект в период, относящийся к сделке, в полной мере свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?

 

               

8. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних.

8.1. Психологическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого.

ПредметомСПЭ данного вида является ситуативная способность несовершеннолетнего правонарушителя осознавать фактический характер своих противоправных действий и руководить ими в юридически значимой ситуации (обусловленная как индивидуально-психологическими особенностями несовершеннолетнего, так и особенностями исследуемой ситуации).

Поскольку одной из главных экспертных задач является выявление признаков отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, в отношении несовершеннолетнего правонарушителя предпочтительнее назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу (КСППЭ).

На разрешение экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

- Имеются ли у несовершеннолетнего правонарушителя признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством? Если да, то в чем они выражаются?

- Учитывая уровень психического развития и особенности ситуации совершения правонарушения, мог ли несовершеннолетний в момент совершения инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий?

- Учитывая уровень психического развития и особенности ситуации совершения правонарушения, в какой мере мог несовершеннолетний руководить своими действиями?   

Следует отметить, что, если назначается КСППЭ, то целесообразна также постановка вопроса, относящегося непосредственно к компетенции экспертов-психиатров:

 - Страдал ли несовершеннолетний правонарушитель во время совершения инкриминируемого ему деяния психическим расстройством (хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики)?

К числу факультативных, дополнительных могут быть поставлены вопросы:

- об индивидуально-психологических особенностях несовершеннолетнего, которые могли повлиять на его поведение в период совершения правонарушения;

 - о наличии повышенной внушаемости (например, при расследовании групповых преступлений, а также при наличии непоследовательности несовершеннолетнего при даче им показаний);

- о повышенной склонности к фантазированию (при противоречивости показаний);

- об эмоциональном состоянии (когда есть основания предполагать наличие состояния аффекта, чаще кумулятивного, или другого эмоционального состояния, которое могло повлиять на психическую деятельность и поведение несовершеннолетнего).

Новой задачей судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых является оценка риска совершения ими повторных правонарушений. Для решения этой задачи может быть поставлен вопрос:

- Имеются ли у несовершеннолетнего индивидуально-психологические особенности, свойства личности, а также выявляются ли ситуационные факторы, значимые для прогноза опасности рецидива и определения программы коррекционного воздействия?

 

9. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних в гражданском процессе.

9.1. Психологическая экспертиза несовершеннолетнего, нарушившего закон (права).

Назначается в случае необходимости выявления способности несовершеннолетнего нести ответственность за причиненный им вред (ст.1078 ГПК РФ) как при наличии признаков отставания в психическом развитии, так и при наличии экстремального эмоционального состояния[4].

Как и при назначении экспертизы обвиняемого по уголовным делам целесообразна постановка следующих вопросов:

- Имеются ли у несовершеннолетнего правонарушителя признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством? Если да, то в чем они выражаются?

- Учитывая уровень психического развития и особенности ситуации совершения правонарушения, мог ли несовершеннолетний в момент совершения инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, предвидеть наступление негативных последствий?

- Учитывая уровень психического развития и особенности ситуации совершения правонарушения, в какой мере мог несовершеннолетний руководить своими действиями?

- Не находился ли несовершеннолетний правонарушитель в экстремальном эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?

 

9.2. Психологическая экспертиза несовершеннолетнего, чьи права были нарушены (либо могут быть нарушены).

Экспертиза может назначаться в случаях, когда рассматривается вопрос о лишении или ограничении родительских прав (п.1 ст. 70 и п.1 ст.73 СК РФ), а также при разрешении споров о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ).

 

По делам о лишении или ограничении родительских прав целесообразна постановка следующих вопросов (в отношении несовершеннолетних):

- Учитывая уровень психического развития, психическое (эмоциональное) состояние, конкретные особенности исследуемой ситуации, мог ли несовершеннолетний адекватно воспринимать и запоминать обстоятельства дела, давать правильную информацию о них?

- Учитывая уровень психического развития, психическое (эмоциональное) состояние, конкретные особенности исследуемой ситуации, мог ли несовершеннолетний понимать (и в какой мере) характер и значение действий обвиняемого?

- Имеются ли признаки неблагоприятных последствий действий родителей (родителя/лица, его заменяющего) для психики, психического и личностного развития несовершеннолетнего? Если да, в чем конкретно они выражаются?

- Выявляет ли несовершеннолетний негативное отношение к своим родителям (лицам, их заменяющим)? Если да, в чем это выражается и с чем связано?

 

9.3. По делам о спорах относительно места проживания ребенка, о праве на его воспитание отдельно проживающим родителем, рекомендуется ставить следующие вопросы:

- Каковы уровень и особенности психического развития ребенка?

- Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка?

- Каково психологическое отношение ребенка к своим родителям, другим участникам семейного конфликта (бабушкам, дедушкам, новым членам семьи)?

- Выявляет ли ребенок признаки негативного эмоционального состояния, обусловленного затяжным семейным конфликтом?

В случае наличия информации о психическом или неврологическом заболевании ребенка, остроте реакции на семейный конфликт может возникнуть необходимость назначения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ). В таком случае целесообразно, помимо перечисленных, поставить вопросы:

- Не страдает ли ребенок каким-либо психическим расстройством (нарушением психического развития)?

- Имеются ли у ребенка психические расстройства, обусловленные семейным конфликтом?

Решение экспертами перечисленных вопросов, несомненно, даст существенную информацию суду о ребенке, его состоянии, однако этого будет недостаточно для собственно судебного разрешения вопросов о том, с кем из родителей следует постоянно проживать ребенку, может ли негативно повлиять на ребенка общение с отдельно проживающим родителем или, наоборот, - отсутствие такого общения и т.п. Полную картину сложившейся ситуации, выявление «подводных камней», всегда существующих в таких делах, даст экспертное обследование родителей ребенка (особенно в тех случаях, когда формально оба родителя положительные люди, декларирующие исключительную заботу об интересах ребенка, однако не сумевших или не пожелавших в силу глубоких обид самостоятельно, без участия сторонних лиц (в данном случае суда), конструктивно разрешить семейный конфликт).

Перед экспертами в таких случаях следует ставить вопросы:

- Каковы индивидуально-психологические и личностные особенности отца (матери)?

- Каковы система ценностей, родительских установок, психологическое отношение к ребенку отца (матери)?

- Каковы психологические взаимоотношения между отцом и матерью?

- Могут ли индивидуально-психологические и личностные особенности отца (матери, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического и личностного развития ребенка?

Когда в материалах дела имеется информация о том, что родитель страдает психическим расстройством либо неврологическим или тяжелым соматическим заболеванием, выявляет неадекватное поведение, совершал суицидальные попытки (в том числе неоднократно, в период, когда у него уже был ребенок), в отношении него следует назначать КСППЭ и дополнительно к вышеперечисленным ставить такие вопросы, как:

- Не страдает ли отец (мать) каким-либо психическим расстройством?

- Могут ли особенности  психического состояния родителя/воспитателя (если есть психические расстройства, неврологические или серьезные соматические заболевания, суицидальные попытки) оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического и личностного развития ребенка?

 



[1] Речь идет о правильном (адекватном) воспроизведении, а не о правдивом, поскольку установление правдивости (суть достоверности) относится к компетенции суда, а не эксперта.  

[2] см. Новые направления судебно-психологической экспертизы. – с. 113-114.

 

[3] В данном случае юридически значимой ситуацией является ситуация посягательства на половую неприкосновенность и свободу личности, т.е. ситуация изнасилования, совершения действий сексуального характера.

[4] Следует отметить, что в России практически отсутствуют случаи назначения психологических экспертиз по этой статье, однако у СПЭ имеется ресурс для решения задач, связанных с использованием этой статьи ГК РФ.